ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ ТЕНДЕРЫ АРХИВ ПАРТНЕРЫ УСЛУГИ РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОНТАКТЫ
Приложение 09-10/2016

Главная :: Проблемы современного российского образования в области архитектуры


 
  Проблемы современного российского образования в области архитектуры



14 сентября 2016 года в Информационном Центре Правительства Москвы (Новый Арбат, 36, сектор А) состоялась пресс-конференция Москомархитектуры на тему «Проблемы современного российского образования в области архитектуры».

В пресс-конференции приняли участие:
- Кузнецов Сергей Олегович, главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы;
- Швидковский Дмитрий Олегович, ректор Московского архитектурного института (МАРХИ);
- Новиков Алексей Викторович, декан Высшей школы урбанистики Национальный исследовательский университет Высшей Школы Экономики;
- Теличенко Валерий Иванович, президент Национального-исследовательского университета «Московский государственный строительный университет» (МГСУ);
- Есаулов Георгий Васильевич, проректор по научной работе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная академия)»;
- Сазонов Андрей Львович, директор департамента промышленности Концерна «КРОСТ».
Модератором пресс-конференции была эксперт в области градостроительства, доцент РАНХиГС Марина Лепешкина.
Пресс-конференция открылась вступительным словом С.О. Кузнецова: «Очевидно, но до сих пор не реализовано создание площадки непосредственного контакта работодателей и ВУЗов, чтобы лучше понять, что нужно рынку, понять, как развивается архитектурное образование, и сделать возможность прямых контактов между работодателями и специалистами.
Мы решили, что наша выставка может нести в себе архитектурно-продвиженческий, образовательный аспект, и мы создали эту ярмарку идей, ВУЗов, студентов, профессионалов от архитектуры.
Сейчас мы готовим небольшое исследование по поводу того, как у нас обстоят дела с образованием.
У нас есть десять ВУЗов, которые готовы участвовать. Мы надеемся, что количество будет расти с каждым годом, и формат будет расширяться.
Мы понимаем, что то, что происходит в городе сегодня, нужно понимать шире, чем «архитектура». Это и ландшафтный дизайн, и урбанизм, и градостроительство, и многие другие важные аспекты.
Архитектурное образование интересует большое количество людей. На наших профильных программах обучается больше 4 000 человек. Но мы хотим понять в сравнении с мировым опытом, сколько находится людей в профессии, сколько в ней остаются, сколько уходят, какая есть потребность. Наше исследование даст нам эту информацию.
Интересной чертой российского образования является гендерное различие. ВУЗы с военной кафедрой, естественно, более популярны среди юношей и менее, среди девушек. Но есть тренд, что наше будущее – это чаще архитектор-женщина.
12 000 – члены Союза архитекторов. Но, проанализировав международный опыт, оценив, сколько в таком мегаполисе работает архитекторов, у нас есть другие цифры. Потребность и люди, приходящие из смежных профессий – все это дает цифру гораздо большую. С учетом инженеров и других, там цифра может оказаться больше 100 000 человек.
Два слова о спикерах. Вы видите наших видных преподавателей, профессионалов, участников рынка. Компания «КРОСТ» нас очень сильно поддержала. Девелоперы, застройщики, архитекторы – все мы представляем одну отрасль экономики, в которой все вместе работаем и общаемся. Это очень важно для нас и наших коллег.
На нашу площадку мы приглашаем международных экспертов, чтобы сравнить нас с мировыми практиками и понять, в чем мы лучше, и в чем отстаем, что нужно рынку. Надеюсь, мы станем международными, популярными и востребованными именно на этом поприще».
Затем слово было предоставлено Д.О. Швидковскому: «За время, пока я ректор, официальный образовательный стандарт менялся четыре раза. Мы четыре раза меняли по современным требованиям наши образовательные программы. На это влияло и подключение нашего института к общеевропейским трендам в связи с болонским процессом. С этого года мы окончательно перешли на систему «бакалавр», «магистр» и «аспирант». Здесь есть большая разница. Сейчас прорабатываются профессиональные стандарты, потому что профессионального стандарта архитектора еще нет. Разница с советской системой очень большая. Раньше мы выпускали однотипных специалистов, готовя их за 6 лет. Теперь мы эти 6 лет сжали в 5 лет, стараясь ничего не утерять, и утвердили новую программу, где главным является то же, что и в Европе – исследования, создание новой архитектуры, обучение принципам устойчивой архитектуры, энергосбережению, социологическим требованиям, психологиям, когнитивным наукам.
Большое новшество – результатом аспирантуры не является защита диссертации, а диплом исследователя и педагога. В прошлом выпуске мы впервые выдавали эти дипломы нового образца. Только после этого они будут защищать свои кандидатские диссертации или переходить на четвертый уровень, т.е. докторантуру.
Архитектурная профессия совершенно изменилась. Но, как и прежде, мы еще заставляем студентов первых курсов чертить руками и рисовать, что, например, в большинстве американских школ не делают.
Я преподавал в Иллинойском университете, и попав на просмотр эскизов диплома 4 курса, я был потрясен, потому что подумал, что попал на подготовительное отделение. Потому что люди, которые прекрасно проектируют на компьютере, но совершенно не могут рисовать.
Конечно, переход к информационным технологиям все меняет. За эти десять лет все это нарастает с огромной скоростью и будет нарастать и дальше. В связи с этим мы готовим дистанционные программы, онлайн-обучение. Понятно, что необходимо обучение не только на русском, но и, хотя бы, на английском. Наш институт способен это совершить.
Мы только что открыли по благословлению Патриарха специализацию «Храмовое зодчество» с помощью концерна «УГМК», который построил уже более 100 церквей и монастырей и спонсирует теперь такую большую оборудованную кафедру. Этого нет ни в Америке, ни в Европе. Кроме того, мы взаимодействуем с Минобороны, чтобы преодолеть некоторые гендерные проблемы и ввести военную архитектуру, как это было раньше. Министерство обороны нас поддерживает в этом начинании».
Продолжил тему В.И. Теличенко: «Мы никогда не конкурировали с МАРХИ и не пытались показать, что у нас есть архитектурная школа. Создавая институт в 2005 году – это была структурная реформа в университете, которая позволила выйти нам на рубежи, на которых мы сейчас и находимся. Институт строительства и архитектуры – это была наша мечта. Три года назад эта мечта осуществилась, когда мы открыли направление и архитектуры, и градостроительства. Но речь не идет о конкуренции с МАРХИ и каких-то приоритетах.
Сегодня любой руководитель строительной или проектной организации укажет на большой дефицит проектировщиков. Поэтому, мы создали специальность «проектирование зданий». В этих образовательных программах преобладала инженерия, а не просто архитектурный замысел. Эта специальность открыта во многих архитектурно-строительных вузах. Эта специальность стала пользоваться огромной популярностью. Ребят уже с третьего курса брали в проектное бюро, проектные институты. На основе этого опыта мы и стали формировать архитектурное направление, но упор у нас идет на инженерию.
В этом году у нас было 15 бюджетных мест по направлению архитектуры. Мы приняли 111 человек, и это не все желающие. Конкурс был – десятки человек на место. Это очень хороший момент, что молодые люди интересуются овладением этой творческой профессии».
О Высшей школе урбанистики рассказал А.В. Новиков: «Школа была создана в рамках НИУ ВШЭ пять лет назад Александром Аркадьевичем Высоковским, архитектором и градостроителем, который мечтал создать единый профессиональный язык для представителей предметных областей, которые выходят на город и работают с городом. Это могут быть и юристы, и экономисты, и архитекторы, и девелоперы, и менеджеры. Он задумывал эту школу как НИИ и магистерское образование. У нас есть только магистерские программы. К нам приходят люди с уже сложившимися профессиональными бэкграундами, многие из которых уже работают, и потом приходят к нам. Целью этой школы является создание этого профессионального языка, чтобы люди друг с другом разговаривали, а сейчас этого очень часто не происходит. Я имею в виду понятийный язык и понимание того, в чем состоит запрос одной профессии по отношению к другой.
Сейчас мы видим драматическое изменение городской среды и институтов, ее обслуживающих. Именно институты начинают обслуживать городскую среду, а не отдельные профессии. Появляется правовое зонирование, которое включает в себя корпус знаний, принадлежащий к совершенно разным предметным областям. Ориентироваться в этом необходимо и на таком междисциплинарном уровне.
Сменился спрос на физическое пространство города. Запросы на инженерную инфраструктуру, на архитектурный облик совершенно другие. Эти запросы нужно каким-то образом реализовывать, а мы имеем дело с консервативным физическим пространством. И здесь нужно предложить модели развития. Более того, сейчас мы имеем дело и с технологическим циклом. Это так называемый пятидесятилетний цикл Кондратьева, когда сменяются технологии строительства, информационно-коммуникационные технологии.
Речь идет о том, что мы переходим от концепции просто застройки территории к концепции ее регенерации. Мы говорили о пятиэтажках, важном элементе московской ситуации. Но если представить себе, какое бремя на валовой продукт страны оказывают спальные московские районы, и не только московские, ведь у нас полстраны застроено спальными районами в свободной планировке, то можно ужаснуться. Они совершенно не монтируются с рыночной экономикой, современными запросами на социальную среду. Когда 50% страны застроены такими домами, их невозможно сносить. Их нужно регенерировать, подходить к ним очень деликатно. Это вопрос средовой, экономический, социальный, транспортный. Это еще одна из причин, по которой нам кажется, что наше магистерское образование, урбанистическое, имеет смысл. У нас сейчас есть три программы. Одна классическая – управление пространственным развитием городов. Это фактически продолжение идеи градостроительства. Они у нас и идет по специальности «градостроительство», но по нашему стандарту. Вторая программа, которую мы сейчас создаем при помощи бывшего главного архитектора Барселоны, который теперь работает в нашей школе, – это программа «Город и технологии». Речь идет об изучении и прототипировании городской среды, основанной на этих новых технологиях, новой инфраструктуре. Третья программа – «передовые практики городского проектирования», которые мы делаем вместе с Институтом «Стрелка». Эта программа более гуманитарная. Она ставит гуманитарные вопросы перед архитекторами и градостроителями, и пытается найти на них ответы. Слово «дизайн» там имеет не эстетическую коннотацию, а функциональную. В этом смысл данной программы – найти ответы, которые ставит общество, в изменении физического пространства.
Две последних программы мы предлагаем на английском языке. Мы хотим вырастить не только российских, но и иностранных студентов на нашем замечательном примере. У нас есть колоссальный неизученный градостроительный пример с отличным наследием, очень интересным и исковерканным и очень достойным. Мы хотим представить это наследие в качестве предмета изучения и образования для представителей других стран».
О том, что происходит с образовательными стандартами в области архитектуры, рассказал Г.В. Есаулов: «Сегодняшняя ситуация в образовании тоже эволюционирует, развивается. Все, что говорили коллеги, должно укладываться в рамки высоких требований, которые определяют стандарты.
В этом году все ВУЗы РФ завершили выпуск специалистов, и теперь подготовка ведется по двум уровням. Некоторые школы готовят только будущих магистров, другие и бакалавров, и магистров, и третьи только бакалавров. Каждый уровень образовательной деятельности, включая аспирантуру, определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Новое здесь то, что стандарты стали быстро меняться благодаря изменениям, которые диктует сама действительность. Сейчас идет деятельность по синхронизации профессиональных и образовательных стандартов.
Архитектура, градостроительство, реконструкция, реставрация архитектурного наследия и дизайн архитектурной среды, все они входят в компетенцию федерального учебно-методического объединения, которое я возглавляю. Особенность – это необходимость синхронизации стыковки профессиональных стандартов, и требований, которые должны быть реализованы в образовательном учебном процессе. В архитектуре три составляющих фундаментального основания: социально-гуманитарная, инженерно-техническая и художественно-графическая составляющая. Все они нацелены на проектирование, т.е. создание проекта будущей среды. Сегодня переход от проектирования отдельного объекта к проектированию фрагмента среды жизнедеятельности стал общей нормой для российских архитектурных школ. Прежде далекие от архитектуры профессии становятся частью этого процесса создания. Мы видим, как меняется социальное назначение, как когнитивные технологии становятся основой принятия тех или иных проектных действий. Мы видим, как стремление создать что-то новое опирается не только на технологическую составляющую, но именно на интеграцию представлений о социальной роли и значении того или иного места. Сегодняшняя работа над новым поколением стандартов нацелена на то, чтобы, с одной стороны, учесть изменения, которые происходят каждый день в представлениях людей, их требованиях к жизнедеятельности. С другой стороны, это следование утвержденным подходам устойчивого развития, появления отраслей зеленой экономики, зеленого строительства. Мы говорим и о появлении зеленой архитектуры, дружелюбной, соответствующей представлениям человека о гармоничной жизни и т.д.
Мы нашли такую формулу: стандарт – это минимальные требования. Дальше идет основная образовательная программа, которую разрабатывают специалисты. Содержание этой программы определяет каждая архитектурная школа нашей страны. Их больше семидесяти на сегодняшний день. Это многообразие при единстве требований к фундаментальной составляющей и мобильности в отношении восприятия новизны происходящего – это одна из основных задач, которые мы сегодня решаем, в большей мере, на базе столичных архитектурных школ».
О концерне «КРОСТ», который является партнером выставки и в рядах которого работают выпускники всех представленных на пресс-конференции учебных заведений, рассказал А.Л. Сазонов: У нас компания полного цикла, от создания проекта, от покупки участка до его реализации, сдачи в эксплуатацию.
Я считаю, что образовательная часть Москвы работает очень хорошо. Без выпускников этих уважаемых ВУЗов нам бы никогда не удалось построить ни Москва-Сити, ни расширить полезную площадь города, площадь проживания на 20% за последние пять лет.
«Открытый город» - очень хорошая панель, где мы, девелоперы, сможем обмениваться мнениями, инициативами, которые мы бы хотели проработать с ВУЗами. Мы и так это прорабатываем, но здесь может появиться возможность сделать это более системно. Здесь важно обмениваться знаниями с иностранными ВУЗами. Здесь могут появляться какие-то интересные дополнения. В качестве примера, в Сан-Франциско девелопер обязан потратить 1% своего бюджета на искусство, архитектурные формы. Эти вещи строго описаны, поэтому в городе достаточно количество статуй, памятников, в том числе, привлекаются деятели искусства.
Хотелось бы, чтобы выпускник обладал знаниями современных материалов. Материалы меняются. Есть такие, которые прошли сертификацию только в Европе в этом году. наш концерн обладает 15 лабораториями и 11 заводами, с удовольствием начинает перенимать это. Мы хотим, чтобы нормы на эти материалы возникали достаточно быстро, потому что их нужно применять в структуре здания, на фасадах.
Важным является управление в сфере строительства. Это управление творческой частью, то есть группой архитекторов. Здесь мы смотрим международные практики.
По поводу рисунка рукой, что за вопрос? Конечно, студент должен уметь рисовать рукой! Я не представляю, как не только архитектор, да и прораб должен уметь рисовать рукой, внятно объяснять, рисуя эскиз, как должна выглядеть та или иная деталь.
Хотелось бы глубоких знаний студентов в области инженерии. Те лаборатории, которые существуют у крупных корпораций, здесь необходимо взаимодействие. Каждая индустрия куда-то двигается, и за этим нужно следить.
В зоне фасадных решений производителям тоже нужно усиливаться. Последние разработки в ВУЗах должны подсказывать нам, мы должны обмениваться мнениями».
Далее участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов.

 
 



 




 

Rambler's Top100
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Разработка и поддержка сайта - СМУ-интернет